Издаётся с 20 октября 1965 года
Газета Открытого Акционерного Общества «СветлогорскХимволокно»

Почему для борьбы с коррупцией понадобились правовые изменения

09.12.2019

О коррупционных преступлениях СМИ сообщают так часто, что может сложиться впечатление, будто кругом — сплошная коррупция. На самом деле в Беларуси такие преступления составляют не более двух процентов от общего количества.

Однако это вовсе не означает, что раз работают действенные законодательные механизмы, ведется грамотная профилактическая и оперативная работа по выявлению мздоимства, то ничего больше и делать не нужно. Нужно, и делается. Очередное тому подтверждение — Декрет № 3 «О дополнительных мерах по борьбе с коррупцией».

Почему понадобились правовые изменения и какие появятся в ближайшее время, за «круглым столом» «Беларусь сегодня» рассказали судья Верховного Суда Сергей Кондратьев, начальник управления по борьбе с коррупцией и организованной преступностью Генеральной прокуратуры Игорь Грейбо, начальник управления по борьбе с оргпреступностью и коррупцией Минской областной милиции Андрей Романовский.

И.Г.: Проблема коррупции — мировая. Она встречается даже в тех странах, в которых, казалось бы, ее быть не должно. Устранить ее нельзя, но минимизировать риски можно. В Беларуси к уголовной ответственности по коррупционным статьям ежегодно привлекается более тысячи должностных лиц предприятий и организаций всех форм собственности. В прошлом году учтено 2.469 таких преступлений, что на 31% больше, чем в 2017-м. Это говорит о системной и эффективной работе правоохранителей, грамотных законодательных механизмах.

Больше всего коррупционных правонарушений — в сферах госуправления, транспорта, строительства, промышленности, сельского хозяйства, торговли.

Важно понимать, почему совершаются такие поступки. Слышал мнение: мол, от нехватки зарплаты. Опыт, в том числе международный, говорит, что она особой роли не играет, отдельным руководителям всегда мало. Помните, как в басне Крылова «Крестьянин и Лисица»? «В ком есть и совесть, и закон, тот не украдет, не обманет, в какой бы нужде ни был он; а вору дай хоть миллион — он воровать не перестанет». Проблема эта давно волнует умы.
Среди основных причин и условий коррупции я бы назвал отсутствие контроля, бесхозяйственность, не всегда грамотный подбор управленческих кадров, формальную работу антикоррупционных комиссий и др. А, к примеру, вскрытые в системах здравоохранения и лесного хозяйства случаи свидетельствуют о недостаточном контроле и профилактической работе в первую очередь со стороны руководителей этих органов.

С.К.:  Сейчас в стране сформирована четкая система мер по противодействию коррупции, одно из направлений — ужесточение наказания. Как это было сделано по наркопреступлениям. Однако важен синтез многих факторов, и ключевую роль должна играть именно нетерпимость самого общества к мздоимству. Следует формировать, на мой взгляд, так называемую нулевую толерантность к этому явлению.

А.Р.: Коррупция — сложный феномен. И правильно Игорь Светозарович сказал, что ни одна страна не застрахована от этого. Что до статистики, то правоохранительные органы, в частности МВД, дополнительно ведут учет и по выявленным правонарушениям, и эти данные отличаются от судебных, поскольку статьи могут быть переквалифицированы и т.д. Однако я с осторожностью отношусь к цифрам при оценке коррупционной ситуации, ее отражают не только они. Борьбу с этим явлением должен вести каждый гражданин. Менять менталитет нужно с детского сада. Хорошо, если лет через 20 — 30 люди станут жить с другим сознанием и не будут пытаться решить свои вопросы через взятки.

«СБ»: Каковы ваши ожидания в связи с появлением Декрета № 3?

С.К.: Декрет — это продолжение уже проводимой работы. Это своеобразный сдерживающий фактор: чтобы руководители понимали, что ответственность неминуема и она будет суровой. Ведь если только выявлять преступления, но не наказывать, не будет соблюден важный принцип неотвратимости наказания. А так, глядишь, и задумаются люди.

Заодно хочу дать некоторые разъяснения интернет-критикам, муссирующим тему, будто декрет лишает осужденного права на справедливый приговор. Это не так, принятый декрет нисколько не ограничивает право суда на назначение наказания исходя из принципа его индивидуализации. Уголовный закон сегодня имеет множество оснований для того, чтобы судья вынес свое решение, учитывая обстоятельства и характер совершенного преступления, данные о личности обвиняемого, с учетом того, осознал он содеянное или нет, возместил ли ущерб и т.д. Что касается вопросов освобождения осужденных от наказания или его замены более мягким, о чем идет речь в декрете, то напомню, что это право может быть предоставлено человеку при определенных, закрепленных законом условиях. Да, коррупционеры этой возможности теперь лишены. Но не хочешь сидеть — не нарушай закон, не бери.

И.Г.: Как вы знаете, декрет разработан по поручению Президента. Его возмутило, что люди, осужденные за коррупцию к немалым срокам, через 2 — 3 года оказывались на свободе. Да и граждане нередко обращались к нам по этому поводу. Все же коррупция — это антисоциальное явление, способное уничтожить государство, потому и меры противодействия жесткие. Управленец должен знать: преступил закон — посадят, и будет он сидеть от звонка и до звонка. К тем, кто был осужден до вступления нового декрета в силу, он применяться не будет.

А.Р.: Я согласен: дешевле предупредить нарушение, чем потом задействовать всю правоохранительную машину для наказания виновного. Декрет своевременный, и он станет предпосылкой к дальнейшему развитию антикоррупционных подходов в этом направлении.

«СБ»: Какие антикоррупционные меры еще необходимы?

А.Р.: Вот Игорь Светозарович сказал про прозрачность декларации, я только «за». Пусть люди видят. Мы дополнительно предлагаем ввести еще уголовную ответственность в отношении юридических лиц за коррупционные и экономические преступления, а также за отмывание преступных доходов, совершенные от их имени или в их интересах. Это практика многих стран. Я являюсь международным экспертом по оценке эффективности так называемой антиотмывочной системы и оценивал госмеханизмы не одного государства, потому могу сказать, что уголовное наказание для юрлиц реально работает на практике.
Вот сейчас много говорят про систему здравоохранения. Но кто давал взятки? Представители компаний, у которых есть фирмы за границей, и на их счета выводятся криминальные финансы. Правоохранительной системе в этом случае работать тяжело.
Ситуацию изменит появление соответствующей статьи в УК.

Другой пример: принесли чиновнику много денег, а за что — непонятно. Можно лишь догадываться, что это задел на перспективу. Соответственно коррупционные проявления фиксируются, но нет юридических признаков взятки. Потому чрезвычайно актуальна необходимость введения уголовной ответственности за получение должностными лицами незаконного вознаграждения, как это сделали во многих странах, в тех же Латвии, Польше, Дании, Великобритании, США и др.

Считаем актуальным вернуться к вопросу о ликвидации в уголовном процессе стадии доследственной проверки как не отвечающей современным реалиям, затягивающей срок досудебного разбирательства по преступлениям, отвлекающей значительные ресурсы на дублирование расследования и тем самым вызывающей нарекания граждан на работу правоохранительной системы. Некоторые страны уже пошли этим путем.

С.К.: Мы поддерживаем меры прокуратуры и МВД в борьбе с коррупцией. Возможно, надо больше привлекать к вопросу и сотрудников в IT-сфере.
С июня в стране перестанет существовать институт конфискации. Кто-то возмущается, сомневается, а зря. Как и в других странах, в Беларуси будет действовать лишь специальная конфискация: принудительное безвозмездное изъятие в собственность государства имущества, приобретенного преступным путем, дохода, полученного от использования этого имущества.
Есть ряд других новаций, которые пока обсуждаются.

И.Г.: Крайне важно обратить внимание также на качественное формирование кадрового резерва. Этот вопрос рассматривался на координационном совещании в конце прошлого года, в итоге выработаны предложения. Сейчас изучается возможность проверки с использованием полиграфа кандидатов на руководящие должности с повышенным уровнем коррупционных рисков. Полиграф ведь достаточно эффективно применяет в кадровой работе силовой блок, а также крупные компании при приеме сотрудников на работу.
Кроме того, в средних специальных и высших учебных заведениях появится спецкурс по противодействию коррупции. Обучение пройдут и специалисты по закупкам, члены антикоррупционных комиссий, работники кадровых и других служб. Видимо, надо говорить об этом и в детских садах, школах, объяснять, что за любой проступок последует наказание. Ведь личность воспитывается с малых лет.

Полностью статья опубликована на сайте «СБ»

 
 

обсуждения для данной страницы закрыты

© 2018, ОАО «СветлогорскХимволокно»
Разработано Gooddem