Закулисье волшебства и чудес
Химиков-профессионалов видеороликами, в которых бросают «Рондо» в Кока-колу не удивишь, да и для чего киношники используют железоаммонийные квасцы они тоже знают. Таков мир профессии химии — закулисье волшебства и чудес. Вот за эту возможность наблюдать, находиться в этом мире и любит свою профессию Марина Чашникова, лаборант химического анализа.

Несмотря на детскую мечту стать воспитателем, на благоговейное отношение к детям, Марина Сергеевна всё же выбрала для себя совершенно иной профессиональный путь. Окончила лицей химиков с красным дипломом и в январе 2001 года пришла работать на предприятие, ни разу не пожалев о том, что, по сути, однажды изменила своей мечте. Порой, цитаты выдающихся личностей объясняют многое, если не всё: «Иногда всего лишь один уверенный шаг решает гораздо больше, чем весь пройденный долгий жизненный путь. Он способен изменить судьбу человека» (Пётр Квятковский).
То, что Марина Чашникова сделала верный шаг, она убедилась уже на первых порах работы на предприятии. Есть люди — родники, проводники, которые открывают в нас дремлющие способности и устремления. Таким человеком для будущего лаборанта стала мастер лицея Зоя Александровна, продемонстрировавшая обычный химический опыт:
— Она добавляла химикаты и индикаторы в воду, а я заворожённо смотрела на то, как обычная вода меняет цвет, — с улыбкой вспоминает Марина Сергеевна, — и понимала, что эта любовь к химии навсегда!..
Такими людьми родниками-проводниками стали и первые руководители:
— Это влюбившие меня в работу лаборанта Алла Ивановна Зайченко, тогда начальник исследовательской лаборатории, Людмила Васильевна Докучаева, на тот период возглавлявшая санитарную лабораторию, Станислава Мефодьевна Вороненко, руководитель исследовательской лаборатории углеродных и вискозных материалов.
Профессиональное становление
Профессиональное становление молодой лаборантки химического анализа 3 разряда начиналось с исследовательской лаборатории. На данном этапе Марина Сергеевна трудится в санитарной. И разряд давно пятый, и смежных профессий немало, и опыт за плечами в двадцать три года, а интерес к работе не угас. Секретов, добавляет собеседница, здесь никаких нет: просто в этой профессии каждый раз что-то новое. Лабораторная «кухня» сама по себе увлекательна.
— Я поработала во многих лабораториях, и каждая оказала влияние на профессиональный уровень, моя работа убедила в том, что однажды сделаланный мной выбор был верным, — замечает Марина Чашникова.
Особый след оставил период в лаборатории водозабора.
— Незабываемые 14 лет в потрясающем коллективе, о котором смело могу сказать: там была моя вторая семья. Невероятно душевный морально-психологический климат, чувство взаимопомощи и поддержки друг друга. Я настолько влюбилась в ту атмосферу, какая царила в коллективе, что мне не хотелось что-то менять в своей жизни.
Задача, которую ежечасно выполняла лаборатория водозабора — контроль качества воды.
— Это стратегический объект ОАО «СветлогорскХимволокно», который обеспечивает всё предприятие водой — питьевой, для технических нужд и ведения технологического процесса. Каждый час мы определяли концентрацию остаточного хлора, железа, жёсткости, окисляемости в воде, — рассказывает наша собеседница.
О качестве работы можно было не сомневаться.
— Потому как, во-первых, от качества воды будет в итоге зависеть слаженность технологического процесса, а значит, и качество готовой продукции. А во-вторых, при той организации работы, которая действовала на водозаборе и, уверена, действует сегодня, качество воды соотвествует всем ПДК. Анна Анатольевна Семёнова, мастер участка, очень многое делала для качества воды: постоянный контроль, мониторинг, регулярная чистка фильтров. Да что уж там говорить, мы сами эту воду пили. Вода у нас хорошего качества.
Об обычной воде из-под крана Марина Чашникова может сказать многое. И в этом ей помогает, к примеру, один из видов анализа, который она в процессе работы проводила не раз, — органолептический метод.
— Это не только визуальное определение цветности, но и запаха, привкуса в баллах от 1 до 4. Наша светлогорская вода очень даже неплохая, я свободно её пью из-под крана, люблю даже, чтобы она была холодной, с пузырьками, которые образуются при подаче.
Ни с чем химик не перепутает запах хлора в воде:
— Обычно это налюдается в период таяния снегов, что свидетельствует об использовании гипохлорида — более современных технологий очистки воды. Но можете не волноваться, он вреда не принесёт, так как используется в безопасных для человека концентрациях.
Работала Марина Чашникова и в препараторской лаборатории, где изготавливаются химические реактивы для работы и проведения исследований других лабораторий предприятия.
Интересный опыт был получен в лаборатории промышленной экологии.
— К примеру, там мы проводили такой вид исследования, как «отмарывание», то есть, проверяли, не оставляет ли рисунок, нанесённый на нетканый материал Акваспан, используемый при производстве детских подгузников, след на коже. Для этого вырезали рисунок медвежонка, макали его в соответствующий раствор, располагали по прессом на определённое время, наблюдали, проверяли уровень РН. Суть исследования — экологичность и безвредность нашей продукции, чтобы в процессе использования рисунок подгузника не оставил не только следов на теле ребёнка, но и не вызвал аллергическую реакцию. Аналогичные исследования проводили и с салфетками АУТ-М.
Опыт работы в радиологической лаборатории тоже дал свой эффект — научил не только разбираться в показателях радиоактивного фона, но и в показателях содержания радионуклидов в воде, продуктах питания и даже в строительных материалах.
Последние четыре года Марина Сергеевна трудится в санитарной гигиенической лаборатории (СГЛ).
— Это контроль за выбросами в атмосферу, так как на любой крыше объектов предприятия есть свой источник выбросов по разным показателям. Здесь каждое структурное подразделение индивидуально и подводить под одни показатели несправедливо.
Вот так, год за годом, погружаясь и постигая специфику работы разных лабораторий, происходит естественный рост профессионализма.
— Мне интересно развиваться непосредственно на работе. Кроме того, периодически обучаюсь на курсах повышения квалификации. К примеру, недавно отучилась на оператора акустических испытаний — специалист, который определяет уровни шума, вибраций, освещённости на предприятии. Здесь уже и инструмент исследований другой — шумомер, виброметр, термогигрометр, люксметр…
Словом, шутит моя собеседница, спустя двадцать три года работы, не устаёт восхищаться своим ремеслом. Не это ли одна из составляющих внутреннего ощущения счастья?..
Елена Володина