По жизни со своей библией
Как часто мы судим о человеке по внешности, тем и несовершенны. как часто мы даём характеристики человеку, тем и примитивны. А человек — вселенная, и неизвестно, куда заведёт одна из тропинок жизненных переплетений.

В свидетельстве о рождении ветерана предприятия Тамары Гуровой местом рождения значится станция Шатилки. За свои 67 лет Тамара Ивановна побывала много где и ей было с чем сравнивать, и только с годами для себя поняла, в чём та сила и соль родной земли…
Ей было всего 4 года, когда городской посёлок Шатилки стал городом и был переименован в Светлогорск. Правда, Тамара Ивановна мало что помнит о том знаковом событии. Зато помнится детство — вспышками, чувствами, запахами, настроением, картинками.
— Нас у родителей девять детей было. Папа и мама сошлись, когда у каждого за спиной были предыдущие браки. У мамы уже был ребёнок, а потом она родила ещё восемь детей, я в семье была пятым ребёнком, — замечает Тамара Ивановна.
Папа Иван Маркович здешний, родом и деревни Великий Бор. Мама Мария Трофимовна из Украины. Судьба свела их в Якутии, и в 1953 году молодая семья Кохно переехала в Беларусь и обосновалась в Шатилках.
В детстве мировоззрение моей собеседницы формировалось через призму семьи, где старшие помогали родителям смотреть за младшими, где послушание, труд, уважение старших, старательность прививались с ранних лет. Только вот взрослея, ей хотелось побыстрее покинуть отчий дом. Этому Тамара Ивановна найдёт объяснение уже во взрослой жизни:
— Родителям некогда было нами заниматься, можно даже сказать, между нами была некая дистанция, что не могло отразиться на нас во взрослой жизни. К примеру, отдельно для детей мама никогда не готовила. Только на вкус отца. Пироги только на Новый год, Пасху, 1 Мая. Я на всю жизнь запомнила вкус кислого борща, который в рот было невозможно взять. Но так нравилось отцу! Помню, — смеётся Тамара Ивановна, — сестра злилась, а я просто молча подсыпала сахар в борщ. В детстве очень хотелось сладкого. Конечно, мы не голодали и оборванцами не ходили, но как личностей, где у каждого был свой характер, темперамент, нас не воспринимали. А ведь в детей нужно вкладывать, развивать: вместе читать, что-то обсуждать, интересоваться мнением, чтобы понимать мир ребёнка, прислушиваться к их тревогам — это есть проявление любви.
Возможно, та дистанция сказалась и на отношении к выбору будущей профессии.
— Несмотря на мою активность, творческое начало, которое в школе проявлялось пением, серьёзным увлечением акробатикой, у меня не было желания кем-то стать, а родители не обсуждали эту тему. Мне же хотелось просто поскорее съехать. Как говорят у белорусов: «з-за вала, абы дома не была…»
Начало взрослой жизни
И такой случай представился. В 1972 году в Светлогорск приехали представители тогда Ворошиловградского профучилища (сейчас это Луганск) с целью агитировать парней и девчат поступать в их учебное заведение. Их выступление оказалось настолько интригующим и интересным, что Тамара, не колеблясь и не задумываясь, поглощённая романтическим порывом, сделала шаг в неизвестность.
— В первые дни учёбы я познакомилась со своим будущим супругом, — с улыбкой заметила Тамара Ивановна. – Мне тогда он показался очень дерзким. Он уже год как учился там на электрика. Поначалу на новом месте мне всё нравилось: гористая местность, необычная природа, воздух другой, трамваи и их непривычный для меня звук, очень много молодёжи со всех концов Советского союза, а это — разные культуры, традиции, песни, танцы. Да ещё первое серьёзное чувство! А вот выбранную профессию, скажу честно, я не любила. Тем не менее, учиться было очень интересно. Профессию освоила и даже семь месяцев поработала на стройке.
Но какие это были семь месяцев! Реалии строительного ремесла Тамара прочувствовала на себе сполна. Работа в любую погоду под открытым небом, жизнь в вагончике на 50 человек — парней и девчат из разных уголков страны: все молодые, энергичные и такие разные…
Начинающий маляр-штукатур поработала и в Москве, и в Минске на строительстве ТЭЦ. Супружеская жизнь забросила молодую семью на родину супруга — в Кубань, в станицу Каневская, где Тамаре Гуровой довелось жить в доме родителей супруга, пока тот служил в армии.
— Начало семейной жизни было сложное, — задумывается собеседница. — Два совершенно разных характера начали друг к другу притирку. Свекровь — большая молодец, очень хозяйственная женщина, любящая детей, внуков. В будущем мои дети каждое лето проводили у неё, и очень любили её как бабушку. Но уклад жизни там отличается от нашего, и привыкнуть к нему мне было непросто. Для каждого из нас семья — это тыл и основа. Моя основа была заложена в моей семье, на моей родине. Там женщина, становясь женой, всю себя отдаёт семье, о себе забывая. Там я, как говорят, обабилась. У них мужчина главный и всё вокруг него вертится. Знаете, жила там три года и нет-нет, да и смотрела на дорогу в мечтах о возвращении домой. Небо красивое, природа красивая, а сердцем — на Родине. С тех пор не люблю степи. В гостях хорошо, а дома, как известно, лучше. С тех пор люблю, чтобы природа была выше меня…
Свою мечту о возвращении домой она исполнила. Просто однажды купила билеты, забрала сына и уехала в Светлогорск. Спустя время, мудрая свекровь, вручив сыну билет в одну сторону, сказала: «Ты должен быть со своей семьёй». Так Гуровы воссоединились. Позже в семье родились мальчишки-близнецы.
— Нам дали жильё — в деревянном доме барачного типа на три крыльца. Сейчас на том месте гостиница стоит «Светочь» недалеко от городской бани, — вспоминает ветеран. — В бытовом плане мне, как матери трёх мальчишек, было тяжело. Дом с печным отоплением, холодной водой из колонки во дворе, удобствами на улице. Легче стало, когда дом попал под снос, и нам выделили благоустроенную квартиру.
Светлогорское «Химволокно»
А в 1984 году в жизни Тамары Ивановны начался новый этап, который продлится 28 лет, который откроет в ней, прежде всего, как в человеке и личности, новые качества — ответственность, усердие, добросовестность, исполнительность как работника. В сентябре Тамара Ивановна пришла работать на Светлогорское «Химволокно» — начиналась история завода полиэфирной текстильной нити.
На вопрос, кем начинали на предприятии, моя собеседница с улыбкой ответила: «На метле!»
— Я пришла в цех сортировки приёмщиком. Первое время мы порядок в цехе наводили, всё подметали, что очень раздражало немецких специалистов, которые были заняты на монтаже оборудования, — не без улыбки замечает женщина. — Позже начальник цеха Геннадий Невинский предложил поработать сортировщиком. Я согласилась, а спустя время освоила ещё одну профессию — комплектовщика. Эта работа соответствовала моему характеру и темпераменту — в постоянном движении, общении.
Все 28 лет Тамара Ивановна проработала в одном коллективе первой смены цеха сортировки.
— И эти годы пролетели как один день, — замечает женщина. — Только с возрастом поняла, что я очень домашний и семейный человек: плохо ли, хорошо ли, не ищу, где лучше. Как пришла в один коллектив молодой, так и ушла из него на пенсию.
Наше мировоззрение формируется неустанно и не переставая — столько и так, как мы этого хотим. И немалое на него влияние оказывают люди, с которыми нас сводит судьба. От каждого, кто нам интересен, с кем мы совпадаем в паззлах взглядов, вкусов и пристрастий, мы берём для себя лучшее, тем самым, себя улучшая.
В жизни моей собеседницы таких людей было немало. И со многими из них, искренне призналась Тамара Ивановна, посчастливилось познакомиться в период работы на предприятии:
— Не знаю, что со мной было бы, если бы не предприятие, не коллеги, — в этих словах Тамары Гуровой благодарность за полученный опыт умения ценить себя. — Часто вспоминаю коллегу, технолога Светлану Палазник. Видя моё полное растворение в семье, она говорила мне: «Тамара, так нельзя! Надо развиваться!» А я ей отвечала: «Светлана Сидоровна, трое детей у меня, какое тут развиваться?! У меня мозги не варят, клин какой-то в голове, «дорога от печки до порога». А она на своём стоит: «Нельзя к себе так относиться, ты меня ещё не раз вспомнишь».
Первое время такая категоричность коллеги, у которой не сложилось по жизни быть мамой, Тамару Ивановну раздражала, но с годами случилось обратное:
— Часто её вспоминаю и благодарна ей за те слова до сих пор. Женщина должна следить за собой, и не только за внешностью. Представьте себе, до определённого возраста я считала себя некрасивой. Это ведь всё из детства..
Вперёд! И не сдаваться!..
Работа, общение с коллегами, общественная активность, книги, познавательные курсы — всё это раздвигало рамки, помогало моей собеседнице смотреть на себя со стороны:
— Я в 50 лет впервые в жизни увидела балет, а однажды начала путешествовать, и здесь должную благодарность хочу выразить профсоюзному комитету, совету ветеранов предприятия, — добавила в разговоре Тамара Ивановна. — Выходя на пенсию, первое время посещали мысли работать дальше, но один из сыновей мне однажды сказал: «Измерь окружность своего зада и солнца. Ты его закроешь? Нет? Тогда вперёд! Всех денег не заработаешь или, как говорят, не наевшись, не налижешься. Живи для себя! Развивайся!» Вот и живу! Я ещё не всю Беларусь увидела. А она у нас потрясающая. Благодаря сыну побывала в Польше, Германии, столице Нидерландов Амстердаме. Как вы знаете, я жила в Украине, на Кубани. Мир такой огромный! Но только с возрастом понимаешь силу своей земли, своих мест. Очень люблю свою страну. Ничего нет лучше Родины.
«Ни о чём жалеть не стоит» — так настраивают нас психологи. И здесь не о том, что лучше сделать и потом жалеть, чем не сделать и потом жалеть всю жизнь. В жизни Тамары Ивановны было величайшее горе, какое только может выпасть на долю любой матери, — смерть ребёнка, пусть и взрослого.
— Самое тяжёлое испытание, когда ты бессилен помочь своему ребёнку, — делится сокровенным Тамара Гурова. — Я запретила близким истерики, когда он ушёл. Потому что выплакано и ничто не вернёт моего сына. В какой-то степени чувствую свою вину за то, что с ним случилось, и моё сожаление о том, что невозможно исправить. Женщина должна быть в семье, не зря же её называют хранительницей очага. Мало мужчин, у которых жёны «за мужем». Развиваться можно, посвящая себя семье. Мы сами кузнецы своего счастья. Дети, видя пример счастливых, любящих, заботливых, многогранных в своём развитии родителей и уверенных в себе людей, будут счастливы во взрослой самостоятельной жизни.
На пенсии Тамара Ивановна уже 12 лет. Она по-прежнему остаётся той непокорной девчонкой из детства, которая не впускает в свою жизнь один из тяжких грехов — уныние. Путешествует, активно сотрудничает с советом ветеранов, участвует во многих районных и предприятия мероприятиях. Председатель совета ветеранов Наталья ЖУКОВА называет Тамару Ивановну «батарейкой», человеком большого оптимизма, целеустремлённости и доброжелательности, за хрупкой внешностью которого скрывается сила, характер, воля и мудрость. Потому что…
— У меня по жизни своя библия, — раскрывает секрет Тамара Гурова. — Главное вперёд и не сдаваться. Если сдашься, ты потух.
Елена Володина