Юрий КАРАТКЕВИЧ : «Задача современного предприятия – обеспечить стабильность качественных характеристик и показателей безопасности продукции».
Компания, которая уделяет мало внимания качеству своего продукта, не будет иметь успеха у потребителя. То, насколько хорошо сделана вещь или оказана та или иная услуга, полностью определяет, придет ли клиент еще раз или навсегда забудет об организации.
Но качество зависит от очень многих вещей. Этот параметр определяется и организационной структурой предприятия в целом, и отлаженностью каждого отдельного рабочего процесса в частности. Об этом направлении работы мы беседуем с начальником отдела стандартизации и сертификации Юрием Караткевичем.

До недавнего времени считалось, что качество и цена продукции в полной мере определяют ее конкурентоспособность на рынке. В последние годы ситуация изменилась. Сегодня большое внимание уделяется такой характеристике как безопасность, то есть использование продукции не должно наносить вред потребителю и окружающей среде.
— Основным инструментом, позволяющим решать вопросы обеспечения стабильности качества и безопасности продукции, является функционирующая на ОАО «СветлогорскХимволокно» система менеджмента качества (СМК). СМК охватывает не только участки, где непосредственно производится продукция, но и вспомогательные службы (снабжение, сбыт, обеспечение энергией, материалами, ремонт и обслуживание, контроль качества и т.д.). Благодаря четким, конкретным и понятным правилам и требованиям, прописанным в документах СМК, все подразделения ОАО работают как один слаженный механизм.
Развитие СМК
Продукция ОАО применяется во многих сегментах экономики. В некоторых из них существуют свои требования к системе управления качеством. Данные требования являются дополнительными к регламентируемым ISO 9001 и, как правило, более жесткими.
С целью расширения рынков сбыта, в том числе освоения нетрадиционных направлений, мы внедряем указанные дополнительные требования и инструменты управления качеством.
На заводе полиэфирных текстильных нитей сейчас ведутся работы по внедрению требований международного стандарта по вторичной переработке материалов для включения нас в цепь поставщиков компании IKEA, что позволит заключить долгосрочные контракты с гарантированными объемами по выгодным ценам.

Система менеджмента качества на предприятии должна действовать по принципу постоянного повышения качества всех организационных процессов. Главное — следить не только за качеством самого продукта, но и за уровнем квалификации персонала, за тем, как реализовывается принятая стратегия развития. Качество же можно определить количественно: по финансовым показателям компании и соотношению положительных и отрицательных отзывов клиентов.
На заводе искусственного волокна внедрение дополнительных требований в СМК идет по двум направлениям. Первое – это внедрение в цехе нетканых материалов, на участке по производству нетканых материалов СпанБел и Акваспан, требований международного автомобильного стандарта IATF 16949. Данный стандарт применяется в автомобильной промышленности во всем мире и является одним из самых сложных и жестких среди отраслевых стандартов.
Его отличительной чертой является упор на снижение потерь (затрат) на всех стадиях жизненного цикла товара, начиная от поступления сырья до отгрузки готовой продукции. Естественно, этого можно достичь, только вникнув в суть стандарта и правильно его внедрив. Стоит отметить, что рынок изделий и материалов для автомобилей является премиальным с точки зрения цен на продукцию.
Второе направление — внедрение на участках по производству полиэтиленовой пленки, мешков, пакетов и МКР, исламских правил Халяль.
Халяль, халал (араб.) – «дозволенное, разрешенное». Этот термин означает соответствие чего-либо нормам Ислама, дозволенность для людей. Относится практически к любой сфере человеческой жизни: к продуктам питания, одежде, украшениям, косметике и парфюмерии, личной гигиене, отдыху, развлечениям, сфере финансов, отношениям между людьми, окружающей среде, к выполняемой работе, распоряжению своим имуществом и т.д. При этом необходимо отметить, что с общей позиции исламского правоведения разрешённое не требует специального упоминания, то есть разрешено к употреблению всё, что не входит в число запрещённого.
Дело в том, что страны персидского залива являются мусульманскими и очень серьезно относятся к религиозным правилам. Халяль – это то, что разрешено к употреблению мусульманину. Это, в основном, относится к пищевой продукции, упаковке и косметическим средствам. Продукция, статус которой не подтвержден сертификатом Халяль, не может попасть на рынок этих стран.
Необходимо иметь ввиду , что население этих стран богатое и готово платить высокую цену за халяльную продукцию. Сложилась ситуация, когда пищевые предприятия Беларуси и России, получившие сертификаты Халяль на свою продукцию, не могут ее поставлять из-за отсутствия сертифицированной по Халяль упаковки. И наша задача – успеть занять эту свободную нишу с нашей упаковкой. Тем более, что в ближайшее время объем производства мягкой тары значительно вырастет.

Для того, чтобы сертифицироваться по требованиям Халяль, нам необходимо внедрить на производстве определенные мероприятия и выполнять их на постоянной основе. По требования стандартов Халяль большое внимание уделяется культуре производства и личной гигиене персонала. Допускаю, что применяемые слова и требования Исламских правил вызывают у нашего персонала недоумение или легкую улыбку, но нужно помнить, что мы должны максимально удовлетворить требования потребителя, в том числе и религиозные. Это позволит выгодно продать продукцию, и как следствие улучшит финансовое положение предприятия.
С целью выполнения работниками участков по производству полиэтиленовой пленки и мягкой тары, а также посетителями этих участков требований Халяль, на видных местах разработаны и размещены Гигиенические требования к персоналу и посетителями. Данные правила обязательны для выполнения.
Все потребители, которые являются серьезными игроками на рынке, иными словами, диктуют правила игры, предъявляют жесткие требования по качеству, безопасности продукции и обеспечению стабильности этих характеристик. Выполнение всех требований на должном уровне позволит увеличить количество новых потребителей, а значит продолжится развитие ОАО «СветлогорскХимволокно».