Василий ЕРОШЕВИЧ: «Мы открыты для диалога. Цели и задачи у нас одинаковые».
Скоро год как на предприятии функционирует новое структурное подразделение – Управление оценки рисков (далее — УОР). Руководитель УОР Василий ЕРОШЕВИЧ рассказал «Химикам» о структуре, цифрах, фактах, контроле и ревизии.
— Василий Иванович, первый вопрос, который интересует многих работников предприятия, с какой целью создано УОР?
— Управление оценки рисков, напомню, было создано 1 ноября 2018 года и подчинено непосредственно генеральному директору Общества и, если говорить о целях создания Управления оценки рисков, то они обширны и в одно предложение вряд ли уместятся. Прежде всего скажу, что наша служба создана с целью проведения анализа причин и условий, которые способствуют возникновению различного вида негативных рисков в сфере финансово-хозяйственных отношений ОАО «СветлогорскХимволокно» и принятия конкретных решений по их минимизации и устранению. При непосредственном участии специалистов Управления в Обществе разработан и введен в действие стандарт «СБП ТП 2.0-2019 Выбор и оценка поставщика (подрядчика, исполнителя) при закупках товаров (работ, услуг) за счет собственных средств». Начальник Управления, являясь членом комиссии по противодействию коррупции Общества, выступает инициатором рассмотрения на заседаниях комиссии вопросов о профилактике возникновения предпосылок для совершения работниками Общества правонарушений, носящих в т.ч. и коррупционный характер.

Структура УОР: отдел экономической безопасности и анализа коммерческой деятельности и контрольно-ревизионный отдел.
Работа Управления осуществляется на основании плана, утверждаемого генеральным директором Общества и согласованном в концерне «Белнефтехим». План работы Управления находится на сервере Общества в открытом для ознакомления доступе.
— Одна из задач Управления оценки рисков – соблюдение законодательства о борьбе с коррупцией. Какие конкретные действия подразумеваются под этим?
— Это и мероприятия по выполнению программы по борьбе с коррупцией, профилактике коррупционных правонарушений, создающих условия для коррупции. Кроме того, задачи нашего Управления охватывают выявление и устранение внешних и внутренних угроз экономической безопасности Общества; осуществление в установленном законодательством порядке и организация проведения процедур закупок товаров (работ, услуг); проверку участников по закупкам и контрагентов по продажам с целью выявления добросовестности и платежеспособности юридических и физических лиц, их возможности по своевременному выполнению взятых на себя обязательств перед Обществом; разработку мероприятий по управлению финансовыми рисками; выявление факторов, влияющих на уровень риска и разработка системы управления рисками; обеспечение контроля за соответствием требованиям законодательства деятельности, осуществляемой Обществом; своевременное предупреждение, выявление и пресечение нарушений законодательства в деятельности Общества; принятие мер по обеспечению сохранности, целевого и эффективного использования имущества структурными подразделениями; осуществление контроля за соблюдением финансовой дисциплины, рациональным использованием бюджетных средств, а так же выделенных кредитных и заемных средств, сохранностью материальных и денежных ресурсов; выявление неиспользованных резервов и пресечение фактов бесхозяйственности, расточительства, приписок, ущербов, злоупотребления в расходовании материальных, трудовых и денежных ресурсов; осуществление контроля за выполнением мероприятий по сохранности собственности Общества, за законностью хозяйственных операций, качеством документации, экономической эффективностью и целесообразностью проводимых хозяйственных операций.
— Спектр актуален и широк. В связи с этим возникает вопрос, каким образом Управление осуществляет свою деятельность?
— Мы организуем и проводим контрольно-аналитические мероприятия, плановые и внеплановые. Отдаём предпочтение мониторингу, нацеленному на предупреждение возникновения возможных нарушений в деятельности работников Общества. Особенность таких мероприятий в том, что по их результатам меры дисциплинарного воздействия не применяются к персоналу, совершившему незначительное нарушение впервые и устранившие его в ходе проверки.
— Какие действия предпринимает Управление в случае выявления нарушений?
— Если в ходе проверок установлены нарушения коррупционного характера и другие нарушения, совершённые на протяжении длительного времени, а также совершенные повторно, повлекшие причинение вреда Обществу в значительном размере, а также нарушения трудовой и производственной дисциплины, то в таких случаях даем принципиальную оценку. Требуем от персонала оставаться в правовом поле и не создавать лишнее напряжение ни на предприятии, ни в коллективе.
— За почти год деятельности УОР, о каких результатах можно говорить сегодня?
— Пожалуй, начну с того, что за период времени деятельности Управления повысили квалификацию по основной профессии 4 специалиста отдела экономической безопасности из 5 по штату. В КРО повышение квалификации прошли 2 специалиста из 3 по штату. Теперь о результатах нашей работы по отделам. Начну с отдела экономической безопасности и анализа коммерческой деятельности. Как показывает практика, сфера закупок товаров (работ, услуг) является одной из наиболее коррупционноёмких сфер финансово-хозяйственной деятельности предприятий в Республике Беларусь. Отмечу, что серьезным коррупционным рискам подвержены все этапы закупочного процесса. Это — планирование закупок, разработка конкурсной, технической и иной документации, определение перечня организаций, которым будут направляться приглашения к участию в процедуре закупки, квалификационный отбор участников, оценка предложений участника, выбор победителя процедуры закупки, заключение и исполнение договора на закупку — все они непосредственно связаны с человеческим фактором.
Чтобы также максимально устранить необходимость личного контакта специалистов и должностных лиц Общества, осуществляющих закупочную деятельность, с представителями коммерческих структур, являющихся потенциальными поставщиками, проведение процедур закупок стоимостью свыше 1000 базовых величин (процедура переговоров и конкурс) передано в компетенцию данного отдела.
В производстве отдела экономической безопасности находилось — 135 конкурентных процедур закупок, из них: процедура переговоров – 77, из них по Положению Концерна № 3- 28; конкурс – 58 закупок.
Завершено процедур закупок с оформлением договоров поставки с поставщиком – 129 процедур.
Процедуры закупок в стадии проведения – 6 процедур.
За указанный период времени 5 процедур закупок отменены и 24 процедуры закупок признаны не состоявшимися по причине: поступило менее двух предложений участников – 9 процедур; после отклонений предложений их осталось менее двух – 15 процедур.
По заключенным договорам сумма закупаемой продукции для производства составила – 24 млн. 676 тыс. 425 бел. руб., из них: с производителями (официальными торговыми представителями) заключено договоров поставки на сумму 22 млн. 486 тыс. 631 бел. руб. или 91% от всего объема; с посредниками на сумму 2 млн. 189 тыс. 794 бел. руб. или только 9 % от всего объема.
Также специалистами отдела проведены 10 контрольных мероприятий по проверке процедур оформления карт оценки и выбора поставщика, 2 проверки процедуры закупки из одного источника и 2 закупки до 50 базовых величин в структурных подразделениях Общества на предмет установления наличия коррупционных правонарушений и нарушения порядка организации и проведения закупок.
По материалам проверок издано два приказа, согласно которых к дисциплинарной ответственности привлечены два работника предприятия.
— Теперь о работе контрольно-ревизионного отдела?
— Отделом, в первую очередь, проводятся проверки мероприятий и объектов с высоким уровнем риска, контролируются направления, оказывающие существенное влияние на деятельность Общества и на выполнение поставленных задач.
Отделом проведено 26 плановых и 5 внеплановых проверок по поручению руководства Общества. По результатам проведенных плановых и внеплановых проверок оформлено 29 актов и 2 справки, издано 24 приказа, согласно которых к дисциплинарной и материальной ответственности привлечено 45 специалистов и руководителей.
Кроме этого, работниками КРО проведены служебные расследования в целях установления причин объективности признания процедур закупок отмененными или несостоявшимися. Проверено 20 несостоявшихся процедур закупок, о чем составлено 20 актов.
Также проведено 19 внеочередных инвентаризаций товарно-материальных ценностей. Выявлено вреда, нанесенного различными неправильными действиями работников, на общую сумму 6890,96 рублей. Выявлено излишков товарно-материальных ценностей в сумме 5904,87 рублей.
По результатам проведенных проверок и инвентаризаций проведены корректировки в бухгалтерском и налоговом учетах. За указанный период времени доначислено налоговых платежей в бюджет на сумму 986,21 рублей, которые поступили. Выявленный вред погашен виновными лицами в полном объёме, излишки оприходованы.
По поручению руководства Общества проведены контрольно–аналитические мероприятия по предупреждению (противодействию) коррупционных правонарушений и о порядке организации и проведения закупок товаров (работ, услуг) в унитарных предприятиях «СохимТранс», «Светлотекс», «Серебряные ключи», «СветлогорскХимСервис» и управлении продаж ОАО «СветлогорскХимволокно». Установленные факты нарушений действующего законодательства рассмотрены на комиссии по противодействию коррупции общества, приняты соответствующие меры.
— На предприятии планомерно реализуются инвестиционные проекты, направленные на укрепление экономики. Какой контроль со стороны УОР ведётся в этом направлении?
— Контроль в действии и на постоянной основе. Специалистами управления в плановом порядке осуществляется сопровождение и контроль двух инвестиционных проектов. Это — «Удаление сульфат-ионов на этапе локальной очистки промышленных сточных вод производства волокна «Арселон» и «Расширение производства пневмотекстурированых нитей на ЗПТН», как наиболее значимые для общества и подверженные высоким рискам.