Запорная арматура: ревизия и выявление дефектов
Чтобы выявить и устранить любые неисправности, перед монтажом следует провести тщательную проверку запорной арматуры.
Одним из важнейших элементов, определяющих эксплуатационную надежность и экономичность работы технологического оборудования, является трубопроводная арматура. Особенно высокие требования предъявляются к арматуре, работающей на химических взрывоопасных установках высокого давления и температур (рр ≥ 9,8 МПа, t ≥ 540°С). Опыт эксплуатации такого оборудования показывает, что большое количество отказов арматуры вызывается низким качеством ее эксплуатации и ремонта.
В процессе эксплуатации запорная арматура подвергается интенсивному воздействию высокого давления, температуры, механических частиц, которые находятся в среде. На объектах химической промышленности на арматуру воздействуют агрессивные рабочие среды. Наиболее распространенным дефектом запорной арматуры является утрата герметичности. Причем это касается как положения «закрыто» внутри арматуры, так и не герметичности относительно окружающей среды. Существуют полный и частичный отказ запорной арматуры.

Своевременное выявление дефектов запорной арматуры — важный этап процесса её эксплуатации. Причины выхода арматуры из строя могут быть разными: производственными, конструкционными, или эксплуатационными. Кроме производственного брака, причиной дефектов могут стать нарушения условий хранения арматуры на складе или в процессе транспортировки. Чтобы выявить и устранить любые неисправности, перед монтажом следует провести тщательную проверку запорной арматуры.
Что входит в ревизию запорной арматуры? Состав работ ревизии запорной арматуры перед монтажом обычно таков:
- внешний осмотр;
- проверка наличия всех необходимых составных частей;
- очистка от консервационной смазки;
- промывка деталей;
- гидравлические (пневматические) испытания в положениях «закрыто» и «открыто».
Во время осмотра внешнего состояния арматуры особое внимание уделяют качеству деталей, уплотнительных материалов, сальниковой набивки. На поверхности деталей не должно быть трещин, сколов, раковин и других подобных дефектов. Резьба должна иметь полный профиль, без заусенцев и сорванных витков.
Отдельно проверяют плавность хода запорных органов арматуры. Проводя ревизию задвижек, необходимо убедиться, что шпиндель отполирован.

При ревизии арматуры в процессе эксплуатации, должны быть выполнены следующие работы:
- разборка и осмотр состояния отдельных деталей;
- осмотр внутренней поверхности при необходимости контроль неразрушающими методами;
- притирка уплотнительных поверхностей;
- сборка, опробование и опрессовка на прочность и плотность.
Местом проведения ревизии запорной арматуры служат либо специально приспособленные для этого помещения, либо непосредственно монтажная площадка, при условии наличия на ней необходимого оборудования и приспособлений. Задвижки, краны и вентили испытывают гидравлическим или пневматическим давлением. После проведения всех необходимых операций составляют Акт ревизии запорной арматуры.
Ремонт, выполняемый для восстановления работоспособности и полного или близкого к полному восстановлению ресурса изделия с заменой или восстановлением любых его частей, включая базовые, является капитальным ремонтом.
З.А. Пинчук, эксперт Гомельского областного управления Госпромнадзора